Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9
НОРМОБАРИЧЕСКАЯ ГИПОКСИГЕНАЦИЯ
(
маски по Глену Доману)


Цели нормобарической гипоксигенации (НБГ):
- Быстрое увеличение подачи кислорода и питательных веществ (глюкозы) в мозг.
- Увеличение количества и глубины дыхания. Рост грудной клетки.
- Улучшение общего физиологического состояния: сна, пищеварения, стула, зрения, мышечного тонуса, координации, уменьшение судорог, астмы и выведение химических элементов лекарственного  лечения.

Физиология
Вдыхая 5% углекислый газ, который концентрируется в маске, нервные окончания сонной артерии открываются (происходит эффект сосудорасширения). Расширение сосудов является естественным физиологическим ответом организма, который способствует большему проходу кислорода по артериям в мозг, стимулируя лучшую работу головного мозга.

Методика постановки
Если маска поставлена правильно, последние 5-10 вдохов сопровождаются втяжением маски, цвет лица ребенка при этом становится розовым, а грудь и живот напрягаются. Снимайте маску при максимальном уровне напряжения: втягивание яремной вырезки, активное включение грудной клетки (приподнимание плеч, выраженное расширение гр.клетки) и углубленное дыхание. В дальнейшем ребенок продолжает дышать глубоко в течение нескольких минут после снятия маски. Следите внимательно за лицом ребенка во время наложения маски. Если лицо ребенка, особенно выше верхней губы и под глазами становится бледным, немедленно снимайте маску.
Принципы проведения процедуры
Начало с 10 масок в день (продолжительностью 15-20 сек. – 1 маска) в теч. 2 нед. Далее – через неделю 20, ещё через неделю 30 масок. После – через неделю 40 масок. Продолжительность также 15-20 сек. После достижения количества в 40 масок – увеличение до 20 сек. При хорошей переносимости 25-30 сек. и далее при стабильно хорошей переносимости – до 50-60 сек.
Начинать с 10 масок в день, затем увеличение по 1 маске в день. Детям до 2-2,5 лет рекомендуется проводить около 50 масок в день. В возрасте 3,5-4 года до 70.
Симптомы, после появления, которых начинаем отсчет последних 20 сек.: втягивание яремной вырезки, активное включение грудной клетки и углубленное дыхание. Одновременно должно быть максимальное раздражение (свет, чтение).
Минимальный интервал между использованием масок – 5 минут. При судорогах (приступах) чередуйте маску через 1 минуту (1 минута – маска, 1 минута – без маски), перерыв может составлять до 30 минут с использованием интенсивной сенсорной стимуляции.
 
Желательно перед началом применения НБГ проконсультироваться у врача, владеющего данной методикой.
 
Общие рекомендации и правила применения НБГ:
1. Используйте точный таймер или часы с секундной стрелкой. Лучше всего использовать цифровой секундомер.
2. Убедитесь, что маска надета правильно. Проследите, чтобы не было доступа воздуха в районе носа и нижней челюсти, где обычно это и случается.
3. Рабочее состояние маски это тогда, когда стенки маски спадают и расправляются при каждом вдохе и выдохе (соответственно).
4. Не оставляйте ребенка или взрослого одного при использовании масок. Снимите маску, если вам срочно надо покинуть ребенка.
5. Использование масок может быть осуществлено только родителями, прошедшими соответствующий инструктаж, или квалифицированными специалистами.
6. Ребенок или взрослый во время применения маски может разговаривать, плакать, смеяться и т.д.
7. Единственное, что ребенок может сделать неправильно, это сорвать маску до момента окончания ее применения, если только это не вызвано некоторой физической болью, которую он испытывает.
8. Не надо давать инструкции человеку - глубоко дышать. Его реакция должна быть рефлекторной и автоматической.
9. Не используйте маски сразу после кормления ребенка.
10. Не используйте маски после того, как ребенок проделал некоторые физические упражнения, или испытал физическую нагрузку, а также, если вы видите, что он тяжело дышит. Подождите, пока он упокоится.
11. Ни в коем случае не применяйте маски, если у ребенка температура выше 38, или у него бронхит, пневмония, астма или простуда.
12. Промывайте маску антибактериальным мылом и высушивайте ее в конце дня.
 
История метода
Мозг человека является великолепным, хорошо укомплектованным органом с огромными возможностями. Он, безусловно, наш наиценнейший клад. Но он также является нашим самым уязвимым местом, которому должна оказываться непрерывная помощь через физиологическую среду, складывающуюся из кислорода, углекислого газа и многочисленных питательных веществ. Работа и жизнедеятельность мозга зависит от непрерывной доставки и равновесия между этими компонентами. Кислород - наиболее необходимый и чаще всего критический компонент этой среды. Мозг не может хранить кислород и в отличие от мышц не может нормально функционировать без постоянного питания им. Чтобы обеспечить себе оптимальную физиологическую среду, здоровый мозг имеет великолепную систему контроля и регуляции. Пораженный мозг имеет большую потребность богатой кислородом среды, но в связи со своим поражением не может обеспечить хорошего постоянного контроля и регуляции. Дополнительно, результатом пораженного мозга является уменьшение возможности выполнения функции, которая помогает доставлять кислород и питание в мозг, т.е. хорошее функционирование органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Нейроны мозга не допускают недостатка кислорода и при его недостатке в течение нескольких минут начинают погибать.    Основываясь на этом, много лет назад начали искать простейший, безопаснейший и убедительный метод обогащения О2 больных детей. Подобно др. методам лечения, наш метод основывался на помощи организму в его стремлении к удовлетворению своих потребностей. Мы решили использовать природную реакцию организма на недостаток углекислого газа и  в крови.
В связи с тем, что конечной целью является увеличение кол-ва доставленного О2, настоящим искушением является подача высокой концентрации О2 ребенку, хотя это и небезопасно и не эффективно с различных точек зрения.  Концентрация О2. в воздухе, который мы выдыхаем, составляет около 20%. Известно, что при значительном повышении концентрации О2 клетки легких подвергаются изменениям, которые через какое-то время могут влиять на возможность нормальной работы легких. Таким способом, работая в направлении удовлетворения потребностей мозга, можно спровоцировать хронические повреждения органов дыхания. Др. проблема, связанная с использованием большой концентрации О2, заключается в том, что он воздействует на артерии мозга, приводя к уменьшению размеров кровеносных сосудов, в результате поступление крови к мозгу скорее уменьшается, нежели увеличивается. При поступлении чрезмерного количества О2 в мозг отправилась бы ошибочная информация, в результате чего мозговое кровообращение уменьшилось бы. В нашем случае соответствующим стимулятором, управляющим системой, является не О2, а двуокись кислорода. Сенсоры, находящиеся в стволе мозга и шейных артериях, безустанно управляют уровнем углекислого газа, кислот, а также О2 в кровообращении. Если уровень углекислого газа повышается до указанного уровня, то рефлекторно увеличивается частота и глубина дыхательных экскурсий грудной клетки, что улучшает обогащение крови (протекающей через легкие) О2. Возбуждение будет удерживаться до момента, когда концентрация углекислого газа дойдет до уровня нижней точки критической концентрации. Необходимо значительное уменьшение содержания О2 в крови в сравнении с небольшим увеличением концентрации углекислого газа, для того, чтобы получить тот же самый эффект возбуждения частоты и глубины дыхания. Наряду с тем, что недостаток О2 в нервных клетках опасен, к счастью легкое увеличение углекислого газа допустимо.
Выяснив данные физиол. механизмы, нам необходимо найти только безопасный и эффективный способ увеличения концентрации углекислого газа у наших детей, так чтобы это было безопасно и легко выполнимо в домашних условиях. Простейший путь к осуществлению этого является использование воздуха, который выдыхает ребенок, т.к. этот воздух богаче углекислым газом, чем вдыхаемый ребенком. Так случилось, что углекислый газ является побочным продуктом в большинстве метаболических процессов (обмен веществ) в нашем теле. В результате необходимо лишь повторно использовать вдыхаемый воздух с одновременным продолжением доставки кислорода.
Развитие процедуры "маскования" было одной из процедур, базирующихся на фундаментальных знаниях об анатомии и физиологии человека. Первой задачей было конструирование масок. Следующим шагом было установление оптимального временного промежутка и частоты маскования. Очень важно определить параметры максимальной эффективности и минимальной безопасности. Данные были собраны под наблюдением специалиста-физиолога по дыханию, который в течение всего времени соблюдал равновесие между нашим требованием к эффективности и своим контролем безопасности. Позднее мы получили поддержку из организации NASA.
Необходимо подчеркнуть, что О2 во время маскования всегда поступает в необходимом количестве. Нигде ребенок не подвергается опасности. Помните, что реакция, которую вы наблюдаете, вызвана увеличением количества двуокиси углерода, а не недостатком О2. Маскование одинаково полезно как при кратковременном, так и при длительном использовании.
 
Эффекты НБГ:
1. У детей с гиподинамией увеличение частоты и глубины дыхания. Интенсивная вентиляция легких позволяет доставлять больше О2 в кровь, что в свою очередь увеличивает эффект циркуляции.
2. На фоне глубокого и частого дыхания легкие очищаются от мокроты, что в свою очередь является профилактикой бронхо-лёгочных заболеваний.
3. Происходит также мгновенное увеличение доставки О2 мозгу и всему организму.
4. Часто проходят частично или полностью судорожные приступы.
5. Уменьшается тонус.
 
Абсолютные противопоказания применения НБГ для ребенка:
1. Дети с хромосомными проблемами, напр. синдром Дауна, которые зачастую имеют проблемы, связанные с дефектами перегородок сердца и предсердия. Заболевания, связанные с дефектами межжелудочковой и межпредсердной перегородок, могут привести к значительному повышению давления в малом кругу кровообращения (легких). В данном случае перед применением НБГ следует провести ЭХО-КГ и проконсультироваться у кардиолога.
2. Дети с дисплазией бронхов и легких. Это состояние часто вызывается продолжительной подачей О2 в послеродовом периоде. Чаще это можно наблюдать у новорожденных с комплексом "дыхательного стресса". Усиленные старания в подаче соответствующего кол-ва О2 для новорожденного могут привести к поражению тканей легкого. Такие дети так же должны пройти обследование перед применением НБГ.
3. Любое состояние временно или постоянно продлевающее значительное повышение углекислого газа в крови.
 
Относительные противопоказания для проведения НБГ:
1. Пневмония, бронхит, астматический статус, отек легких или сердечная недостаточность.
2. Повышение температуры тела выше 38º С.
3. Любое инфекционное заболевание верхних дыхательных путей, при котором образуется мокрота, или если кашель создает неудобство и значительное перевозбуждение ребенка при проведении НБГ.
4. Рвота
5. Любое состояние, при котором использование НБГ на взгляд врача может привести к ухудшению общего состояния ребёнка.
 
Обычная простуда не является поводом для отмены масок. Использование масок приводит к стимуляции кашля, что способствует очищению легких и углублению дыхания. Рекомендуется консультация педиатра и кардиолога перед использованием масок.
По материалам лекции Божена Бейнар-Славов (www.gloria-lucia.com) и личного опыта в применении НБГ.
Составитель текста и фото  зав. кабинетом восстановительного лечения Губанов Вячеслав Вячеславович   конт.тел.: 8 (845-2) 49-70-26, моб.: 8-927-153-74-16 или e-mail:270378doc@mail.ru
Как выглядит маска(НБГ)
Как проводится маска(НБГ)
Как проводится маска1(НБГ)
Полезные ссылки